Автомобильные двигатели с 8, 12 и 16 цилиндрами

Кадиллак 1931 г. - первый в мире автомобиль с 16-цилиндровым двигателем
Кадиллак 1931 г. - первый в мире автомобиль с 16-цилиндровым двигателем

В погоне за комфортабельностью, с целью достичь высоких мощностей, а также учитывая рекламу, ряд фирм, претендовавших на первенство в области производства первоклассных автомобилей, начал выпуск восьми-, двенадцати- и даже шестнадцатицилиндровых моделей. Так, в 1910 г. появились новый автомобиль Лион — Бутон с восьмицилиндровым двигателем, вслед за ним автомобили Даррак (Франция), Паккард и Кадиллак (США) также с восьмицилиндровыми V-образными двигателями.

Затем появились вскоре V-образные двенадцатицилиндровые двигатели на французских автомобилях Лелонэ — Бельвиль (выпускаемых по заказу), Паккард (США) и ряде других. После первой мировой войны двенадцатицилиндровые двигатели не ставили на автомобили до начала 1930-х годов, когда снова появились Паккарды и Кадиллаки с двенадцатицилиндровыми двигателями. В это же время начался выпуск шестнадцатицилиндровых двигателей Кадиллак и Мармон (США), вошедших в моду среди богачей.

Необходимо заметить, что многие конструкторы после освоения постройки шестицилиндровых двигателей пытались строить восьмицилиндровые двигатели с линейным расположением цилиндров, но терпели неудачу, так как длинные коленчатые валы, имевшие низкое критическое число оборотов, не выдерживали возникавших в них резонансных крутильных колебаний и ломались. Большинство конструкторов, не решив задачи демпфирования крутильных колебаний, обратилось к освоенным в то время V-образным восьмицилиндровым двигателям, оставив опыты с линейными двигателями. Однако инженер Ланчестер (Англия) решил эту задачу постановкой фрикционного демпфера на конце коленчатого вала, противоположном маховику. Особенно много занимались вопросом усовершенствования восьмицилиндровых двигателей конструкторы фирмы Паккард и Кадиллак. Завод Паккард после тщательных исследований остановился на линейной конструкции восьмицилиндровых двигателей и с успехом выпускал их 30 лет.

Линейная конструкция восьмицилиндровых двигателей получила широкое распространение, как в США, так и в Европе. В то же время на автомобилях Кадиллак и Ла Саль был принят к производству V-образный двигатель с крестообразным коленчатым валом; такую же конструкцию приняли на автомобилях Линкольн и Форд. Как увидим дальше, V-образные восьмицилиндровые двигатели оказались более перспективными, и в начале 1950-х годов во всем мире линейные двигатели были сняты с производства и заменены V-образными. Шестнадцатицилиндровые двигатели, выпускавшиеся только двумя американскими фирмами, не продержались и десяти лет. Их производство вместе с двенадцатицилиндровыми двигателями прекратилось во время второй мировой войны. Реклама могла создать только скоропереходящую моду на автомобили с многоцилиндровыми двигателями, и если применение двенадцатицилиндровых двигателей иногда оправдывалась получением повышенной мощности, первоклассной динамики, долговечности и комфортабельности, то шестнадцатицилиндровый двигатель не имел никаких технических преимуществ, и его постройка не была продиктована ни конструктивными соображениями, ни требованиями динамики.

16-цилиндровый двигатель автомобиля Бугатти Вейрон, развивающий мощность в 1001 л.с.
16-цилиндровый двигатель автомобиля Бугатти Вейрон, развивающий мощность в 1001 л.с.


Увлекательный симулятор шопинга «Модный бутик 2», который не оставит равнодушными любителей покупок, а также другие увлекательные мини игры можно найти на сайте Gameboss.Su.

О технологической составляющей бизнеса в сети Интернет вам расскажет IT-блог Enabledweb.Org.

Сегодня немногие могут ответить на вопрос – «Что такое флюгер?». А между тем этот полезный инструмент для измерения скорости и направления ветра может одновременно служить украшением вашего загородного дома.


Увеличение числа цилиндров

Один из первых автомобилей Даймлера (1886)
Один из первых автомобилей Даймлера (1886)

Первые двигатели, установленные Даймлером на мотоцикле и Бенцем на автомобиле, были одноцилиндровыми. Последующие их модели, а также двигатели других конструкторов, начавших выпускать автомобили, также имели один цилиндр. Но уже в 1895 г. победители гонок — автомобили Панар — Левассор и Пежо имели двухцилиндровые двигатели. Первый четырехцилиндровый двигатель построил французский конструктор де Форре в 1891 г., и к концу XIX в. наиболее прогрессивные конструкторы начали их применять для автомобилей (Панар — Левассор с 1897 г.). К началу XX в. большинство автомобилей имело четырехцилиндровые двигатели, хотя в сравнительно дешевых и маломощных конструкциях оставались еще долго двух- и даже одноцилиндровые двигатели. Следует отметить, что фирмы Панар — Левассор (Франция) и Ланчестер (Англия) в это время создали трехцилиндровые модели двигателей для легких машин. Изучение динамики и конструкции трехцилиндровых двигателей послужило базой для постройки наиболее совершенных шестицилиндровых двигателей, сыгравших большую роль в создании высококомфортабельных автомобилей.

Преимущество шестицилиндровых двигателей, обладавших наиболее совершенной динамикой и высокой мощностью, было известно в самом начале XX в. Первый шестицилиндровый двигатель мощностью 30 л. с. на комфортабельном по тому времени шасси английского автомобиля Нэпир демонстрировался на выставке в Кристаль Палласе в 1903 г. В 1906 г. после тщательного исследования работы двух-, трех-, четырех-, шести- и восьмицилиндровых двигателей завод Роллс-Ройс, убедившись в преимуществах 6-цилиндровых двигателей, начал производство получивших мировую известность комфортабельных автомобилей с шестицилиндровым двигателем. Эта модель продержалась как базовая почти 20 лет (до 1925 г.). Широкое распространение шестицилиндровые двигатели получили после 1910 г., особенно в США, при этом исключительно на легковых автомобилях. К началу первой мировой войны почти все крупные автомобильные фирмы выпускали, кроме обычных широко распространенных четырехцилиндровых моделей, комфортабельные дорогие автомобили с шестицилиндровыми двигателями.

Двухцилиндровый двигатель Даймлера
Двухцилиндровый двигатель Даймлера

Превышение двигателями порога безопасности движения

Трехосный самосвал МАЗ-530 (1956—1962) с двигателем 450 л.с.
Трехосный самосвал МАЗ-530 (1956—1962) с двигателем 450 л.с.

Рост мощности автомобильных двигателей после того, как скорость движения автомобилей намного превысила скорость конных повозок, объясняется стремлением повысить максимальную скорость. Однако автомобили очень быстро достигли таких скоростей движения, которые намного превзошли скорости, допустимые условиями безопасности движения. Пришлось вводить даже ограничительные законы. И все же мощность двигателей росла, причем цель ее увеличения была уже не в достижении еще больших скоростей, опасных для обычных автомобилей, а в достижении высоких ускорений при трогании с места, разгоне автомобиля и обгонах других машин.

Кроме того, что повышение мощности двигателей улучшает динамику автомобилей, с увеличением мощности легче достигается бесшумность работы двигателя, износ его уменьшается, увеличиваются межремонтные пробеги, долговечность и надежность автомобиля возрастают и облегчается управление. Но безрассудное увеличение мощности, как это имеет место в США, где главным стимулом является реклама, приводит к чрезмерно большим мощностям двигателей, которые не диктуются никакими конструктивными и эксплуатационными соображениями. Рост мощности двигателей связан также с необходимостью увеличения запаса мощности при переходе к бесступенчатым трансмиссиям, а также обусловлен увеличением затраты мощности на привод различных вспомогательных устройств автомобиля.

Мощность бензиновых двигателей грузовых автомобилей обычно ниже аналогичных двигателей легковых автомобилей, однако, следует выделить класс большегрузных автомобилей, у которых мощность двигателей часто значительно превышает максимальную мощность двигателей легковых автомобилей. Так, советские дизельные двигатели Д-12А, устанавливаемые на автомобилях-самосвалах большой грузоподъемности (25—40 т), имеют мощности 300 и 450 л. с., такие же мощности имеет ряд зарубежных автомобильных дизельных двигателей. Отдельные карбюраторные двигатели грузовых автомобилей также имеют весьма высокую мощность. Так, карбюраторные двигатели, применяемые для грузовых автомобилей в США, имеют мощности около 800 л. с.

РСЗО 9К58 «Смерч» с дизельным двигателем Д-12А
РСЗО 9К58 «Смерч» с дизельным двигателем Д-12А

← Раньше