Самобеглые коляски Шамшуренкова и Кулибина

Опубликовано 24 Август 2008 
Рубрики: Первые автомобили, Самобеглые коляски

Самобеглая коляска Кулибина
Самобеглая коляска Кулибина (1784)

Большой интерес представляет «самобеглая коляска», построенная в Петербурге крестьянином Л. Л. Шамшуренковым в 1752 г. Эта коляска вмещала уже несколько человек и приводилась в движение мускульной силой двух человек; коляски его предшественников были одноместными.

В 1784 г. знаменитый русский механик И. П. Кулибин составил проект, а в 1791 г. построил свою «самокатку», в которой впервые были применены подшипники качения (дисковые) и маховик для обеспечения равномерности хода. Храповый механизм в приводе от педалей позволял коляске двигаться свободным ходом с использованием энергии вращающегося маховика. Самой интересной конструктивной особенностью «самокатки» Кулибина был механизм перемены передач, являющийся неотъемлемой частью трансмиссии всех автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

Самоходные повозки, приводимые в действие мускульной силой, «изобретали» даже в начале XIX в., но практика показала непригодность таких повозок для движения по безрельсовым дорогам. Мощность человека (и даже двух человек, как в коляске Шамшуренкова) недостаточна для того, чтобы развить скорость, большую чем скорость пешехода, даже по хорошей дороге, каких в те времена не было. С появлением железных дорог рельсовые повозки, приводимые в действие мускульной силой, так называемые «дрезины», применялись широко до появления мотодрезин. Даже теперь, когда уровень машиностроительной техники необычайно высок и подшипники качения дают возможность значительно снизить механические потери, а качество дорог достаточно высоко, повозки, приводимые в действие мускульной силой, рациональны только в виде велосипедов, имеющих очень малый собственный вес.

Комментарии

Оставьте свой отзыв