Эволюция технологии сборки автомобиля

Один из первых автосборочных конвейеров
Один из первых автосборочных конвейеров

Интересен путь, по которому шло усовершенствование технологии сборки автомобиля. Сначала сборка шла на одном месте, все детали сносились к раме, на которой и собирались. Первым усовершенствованием явилась установка на раме переднего и заднего мостов, после чего можно было такую раму на колесах заставить катиться вдоль цеха при помощи троса, наматываемого на вал ротора, установленного в конце цеха. При движении на колесах рама проходила мимо заготовленных деталей, которые последовательно, в порядке сборки, устанавливались на соответствующие места.

Таким образом, рабочие оставались на своих местах, им доставлялись от станков готовые детали, а перемещающаяся от начала цеха к его концу рама, постепенно превращалась в собранное готовое шасси автомобиля. Сборка шасси на месте требовала у Форда более 12 часов, а при движении рамы вдоль цеха длиной 76,5 м время сборки шасси сократилось вдвое. Введение конвейера сократило время сборки шасси до полутора часов.

Первый опыт конвейерной сборки магнето у Форда был произведен в апреле 1913 г. До этого один рабочий собирал магнето за 20 мин; введение конвейера и разделение сборки на 29 операций позволили к 1914 г. после ряда усовершенствований сократить время сборки до 5 мин.

Сборка двигателя на месте занимала 10 час, введение конвейера сократило время до 6 час. Если усовершенствование конструкции деталей при индивидуальном производстве стимулировалось главным образом соображениями эксплуатационного порядка и в меньшей степени технологическими, то при массовом производстве важнейшие требования к конструкции детали предъявляются технологами. Действительно, если деталь не будет приспособлена к массовому выпуску, то она будет задерживать производство или потребует больших производственных площадей. Современный термин «технологичность» определяет свойства детали с точки зрения эффективности производства. Простота конфигурации, минимальная степень механической обработки литых или штампованных заготовок, возможность при сложной конфигурации получать готовую деталь сваркой в кондукторах из отдельных простых частей, простота контроля качества изготовления — вот некоторые из показателей технологичности.
Удобство и простота сборки деталей в узлы, агрегаты и готовые машины также определяет технологичность производства.

Звезда 50-х - Chevrolet Thunderbird (1956)
Звезда 50-х - Chevrolet Thunderbird (1956)



Начало серийного производства автомобилей

Первый автомобильный конвейер Генри Форда(1913)
Первый автомобильный конвейер Генри Форда(1913)

Начало автомобилестроения характеризовалось весьма примитивной технологией производства. Обычно конструкторы являлись и технологами, и задача производства сводилась к тому, чтобы получить работоспособный автомобиль, более совершенный, чем его предшественники.
В большинстве случаев усовершенствования производились ощупью в процессе производства, и каждый последующий автомобиль отличался от предыдущего рядом улучшений.

Когда выпуск автомобилей начал увеличиваться, возникло серийное производство. Однотипные автомобили выпускались сначала небольшими сериями, затем заводы перешли на крупносерийный выпуск и, наконец, колоссальный спрос на автомобили вызвал к жизни массовое производство.

В создании массового производства автомобилей большую роль сыграл известный американский автомобильный промышленник и конструктор Генри Форд. Обладая большими конструкторскими способностями, он построил в 1893 г. автомобиль оригинальной конструкции и затем начал выпуск автомобилей на небольшом предприятии, организованном в компании с другими предпринимателями.

Главной целью компаньонов Форда было немедленно получить наибольшую прибыль от каждой выпущенной машины, с чем Форд был не согласен. Он предлагал сначала наладить производство большого числа автомобилей, выпуская их за невысокую цену, чтобы обеспечить большой спрос, учитывая, что прибыль от продажи большого числа дешевых машин будет больше, чем при выпуске малого числа дорогих автомобилей. Выйдя из компании, Форд сумел организовать массовый выпуск дешевых автомобилей и этим значительно содействовал ускорению развития автомобилизма, так как широкие слои населения вскоре убедились в доступности и колоссальных преимуществах автомобильного транспорта в повседневной эксплуатационной практике.

Современный автомобильный конвейер по сборке модели Форд Фиеста
Современный автомобильный конвейер по сборке модели Форд Фиеста



Этапы эволюции автомобиля: 1905-1920 годы

Alfa 24HP
Alfa 24HP

В период, начавшийся около 1905 г. и продолжавшийся до первой мировой войны, автомобильная промышленность развивалась и совершенствовалась. Значительно улучшилось качество автомобилей, их прочность, увеличилась мощность двигателей, возросли скорости движения, наметилось стремление повысить комфортабельность, облегчить и упростить управление, обеспечить надежность и удобство обслуживания в дальних пробегах и путешествиях.

Наряду с улучшением качества автомобилей организуется регулярное серийное производство, поэтому резко увеличивается их выпуск. В 1905 г. всеми автомобильными заводами мира было выпущено приблизительна 60 тыс. автомобилей, а в 1913 г. — около 605 тыс., т. е. в 10 раз больше; при этом на долю США приходилось 485 тыс. автомобилей.

Разница между характером автомобильной промышленности Европы и США делается еще более заметной, прежде всего по числу выпускаемых автомобилей. Благодаря налаженному выпуску дешевых машин в больших масштабах, США значительно опережают Европу. Так, например, завод Форда к 1918 г. выпустил около 170000 автомобилей стоимостью 600 долларов. В 1913 г. определилось направление поточно-массового выпуска автомобилей, начавшееся со времени введения Фордом первого конвейера по сборке магнето.

Высокие налоги на автомобили на сравнительно более дорогой бензин заставили европейских конструкторов ограничивать мощность двигателя и стремиться к минимальному расходу топлива. В США бензин был дешев и налоги невысоки. Кроме того, плохие дороги и большие расстояния стимулировали появления дешевых автомобилей с мощным двигателем, сравнительно легких, приспособленных для любых дорог. Невысокая цена и возможность замены в случае выхода из строя, достаточная для того времени комфортабельность, простота и легкость управления, делающие автомобиль доступным для широких кругов, создали условия для массового распространения автомобилей в США.

Первая мировая война, охватившая всю Европу, задержала развитие автомобильной промышленности, так как милитаризация ее исключила выпуск автомобилей всех типов, кроме потребных для армий. Воспользовавшись устранением своих конкурентов американские промышленники еще более расширили выпуск автомобилей, попутно усовершенствовав достаточно проверенные к тому времени конструкции. Оказалось, что американские модели не только не уступают европейским, но во многих случаях более пригодны для использования в армиях. Громадные военные заказы на автомобили, поступившие в США, вызвали расширение существовавших и возникновение новых заводов, при этом наряду с солидными предприятиями возникло много спекулятивных, стремившихся только обогатиться за счет военных поставок в Европу.

В 1916 г. в США автомобили выпускали более 500 заводов. В этот период конструкторы автомобилей, учитывая громадный опыт применения автомобилей в самых разнообразных условиях, стремились окончательно выработать наиболее рациональный тип автомобиля с точки зрения надежности, проходимости, простоты и легкости управления, не обращая особого внимания на комфортабельность и красоту машин.

После окончания войны Европа должна была, прежде всего, восстановить довоенную промышленность и перевести ее на гражданскую продукцию. В это время автомобильная промышленность США достигла больших результатов, как по совершенству конструкции машин, так и по числу их, выпуская к концу войны более миллиона автомобилей.

Этапы эволюции автомобиля: 1885-1905 годы

 Spyker 60HP (1903)
Spyker 60HP (1903)
Читать полностью

Позже →